Мой сайт
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Апрель » 16 » Архитектура
10:15
 

Архитектура

Архитектура

05 Января 2012, Вокруг света

Романский стиль

Первозданный шедевр - готический костел Св. Анны в Вильнюсе, построенный в 1501 г., с тех пор ни разу не перестраивалсяСтроительство замков и храмов на территории современных Эстонии и Латвии началось в конце XII — начале XIII века. Ранее оборонительные сооружения коренных жителей края, эстов, куршей, ливов и др., представляли собой укрепленные деревянные городища. Немцы и датчане, вторгнувшиеся на эстонские и балтийские земли, начали строительство каменных зданий, придерживаясь уже привычного в Западной Европе романского стиля. Для романского стиля характерны простота внешней отделки, мощные стены, полуциркулярные арки окон и дверей. В Литве романский стиль не успел появиться — когда пришло время строить соборы, в моду уже входила готика.

Эстония. Примеров этого стиля в Прибалтике совсем немного, так как он довольно скоро стал выходить из моды, начались перестройки, и многие здания были разрушены в ходе не прекращавшихся войн. Примером романского стиля может служить величественный замок Тоомпеа (Toompea loss, начало XIII в.), расположенный в столице Эстонии — Таллине, и Домский собор Св. Иоанна в Хаапсалу (Haapsalu Piiha Johannese kogudus, 1250), который является самой большой и просторной однонефной церковью в Балтийских странах.

Латвия. Первая церковь в романском стиле была возведена в 1186 году на выкупленных у язычников землях возле Даугавы, в Икшкиле, но от нее сохранились лишь руины. В Латвии в романском стиле начинали строить рижский Домский собор (RTgas Doms, 1211), многие специалисты считают его образцом так называемого переходного стиля — от романского к северной готике. Собор многократно перестраивался, и в итоге в его облике можно различить как поздний романский стиль (восточная часть здания), так и раннюю готику и даже барокко.

Готика

Башня Длинный Герман таллинского замка ТоомпеаГотический стиль появился на свет в результате развития инженерной мысли, поскольку связан с принципиально новой идеей строительства. Если в романском стиле свод несли стены, которые приходилось делать очень мощными, то готическая архитектура разработала систему нервюрного свода, который опирается на колонны, а сбоку конструкция поддерживается выносными контрфорсами и аркбутанами. Благодаря этому стены несут минимальную нагрузку и появляется возможность строить огромные стрельчатые окна. «Исчезновение» стен привело к упадку искусства росписи, зато стимулировало витражное искусство.

Готический стиль стремительно распространялся там, где существовала католическая вера и наблюдался рост городов. Подобные условия были в конце XIII — начале XIV века на землях современной Латвии и Эстонии, которые находились в руках Ливонского ордена и датчан. В Литве же в этот период этот стиль распространиться не мог, так как край пребывал в состоянии беспрерывных войн с немецкими орденами, препятствовавших развитию экономики и культуры. Но с распространением католичества, которое стремительно началось после 1387 года, в Литву пришла мода и на готический стиль, который приобрел своеобразные черты и сохранился до XVI века, тогда как в Западной Европе в это время на смену готике начал приходить ренессанс. В Эстонии и Латвии можно заметить цветовое различие сооружений того времени. В северной и островной Эстонии они серые, так как использовался природный известняк, легко добываемый на месте. В Юго-Восточной Эстонии и в Латвии (а также в Литве) сооружения возводили из красного кирпича. Эстония. Таллинская городская ратуша (Tallinna Raekoda, 1402) — лучше всего сохранившаяся средневековая ратуша в Северной Европе. Домский собор (Toomkirik, 1219), расположенный в Старом городе Таллина, имеет три нефа, из которых центральный продолжается в виде алтарной части. С западной стороны над центральным нефом находится церковная колокольня. Примером «кирпичной готики» является церковь Св. Яаана (Jaani kirik, 1323). Эта трехнефная базилика — редкий пример собора с терракотовыми украшениями. Рижский Домский собор — образец переходного стиляВ церкви хранится около 1000 редчайших терракотовых скульптур.

Латвия. Собор Св. Екаба (Якова) (Svetd Jekaba katedrdle, 1226) — прекрасный образец ранней готики, в позднеготическом стиле выполнена построенная в XV веке часовня Святого Креста. Шпиль собора, неоднократно перестраивавшийся, имеет особое расположение колокола — вне шпиля, под специальным навесом. Одна из крупнейших прибалтийских средневековых базилик — церковь Святого Иоанна (Cesu Sv. Jdna baznica, середина XIII в.) в Цесисе.

Литва. В тракайском Полуостровном замке (Pusiasalio pilis, 1370-е), построенном по распоряжению великого князя Кястутиса, находится построенный в готическом стиле княжеский дворец, украшенный витражами и фресками. Башня Гедиминаса (Gedimino pilies bokstas, 2-я половина XIV в.) в Вильнюсе — редкий образец военной готики. Костел Св. Анны (Sv. Onos baznycia, 1501) в литовской столице, по мнению специалистов, является шедевром поздней готики. Собор не подвергался перестройке, а лишь восстановительному ремонту.

Барокко

Стиль барокко зародился в Италии во 2-й половине XVI века. Это было особое время для Прибалтики — здесь происходило религиозное размежевание, полным ходом шла Реформация. Таллинская городская ратуша построена в XV в.На территории нынешней Эстонии она одержала практически полную победу. Все излишества в украшении храмов уничтожались, фрески замарывались, а новые храмы оформлялись исключительно просто и аскетично. Постройки в романском и раннем готическом стиле более соответствовали настроениям эпохи. Именно поэтому как в Эстонии, так и в Северной и Западной Латвии, а также Риге, которые оказались под властью шведской короны, практически нет памятников архитектуры XVI—XVII веков в барочном стиле.

Зато в католической Литве барокко переживало стремительный расцвет. Однако так называемое литовское барокко, достаточно умеренное, сохраняет определенные связи с художественными традициями прошлых эпох и стилей — готики и ренессанса. После Великой Северной войны Эстония и Северная Латвия вошли в состав Российской империи, а Курляндия стала, по сути дела, вассалом Петербурга. В XVIII веке на этих землях началось строительство дворцов в стиле барокко.

В Эстонии наиболее известным ансамблем в стиле барокко является дворец Екатерининталь, или Кадриорг (Kadri.org, 1723), который был построен в окрестностях Таллина итальянским архитектором Никколо Микетти для русского императора Петра Первого и его жены Екатерины. И хотя подобный стиль копировался в ряде поместий, особого распространения в Эстонии он не получил. В конце XVII века была произведена модернизация облика церкви Св. Петра (Svetd Petera baznica, 1209—1690, реставрация в стиле барокко Руперт Бинденшу) в Риге. Была пристроена новая деревянная колокольня, самая высокая деревянная конструкция в мире на то время. Высота колокольни 123 м, на шпиле размещен флюгер-петух.

Башня Гедиминаса в Вильнюсе — образец военной готикиЗамечательный образец барочной архитектуры — Рундальский дворец (Runddles pils, 1736, Франческо Бартоломео Растрелли), построенный по приказу Эрнеста Иоганна Бирона, всесильного фаворита русской императрицы Анны Иоанновны. В Латгалии, которая принадлежала Польско-Литовскому государству, развивались те же тенденции, что и в Литве. Примером культового барокко на территории Латвии служит аглонская базилика Вознесения Девы Марии (Vissvetdkds Jaunavas Marijas debesis uznemsanas bazilika, 1780). Этот храм был возведен по инициативе местных католиков при поддержке ордена доминиканцев. Костел Св. Иоанна Крестителя и Св. Иоанна апостола (Sv. Jonu baznycia, 1426) в Вильнюсе был изначально выдержан в готическом стиле. Однако в XVIII веке храм сменил свой внешний облик, равно как и его колокольня, в модном тогда стиле позднего барокко. Первым на территории нынешней Литвы в стиле барокко построен костел Св.Казимира (Sv. Kazimiero baznyca, 1604). Храм строился по итальянским образцам. Самый знаменитый храм в стиле вильнюсского барокко — собор Свв. апостолов Петра и Павла (Sv. Apastalu Petro ir Pauliaus baznycia, 1668, Джамбаттиста Фредиани, Джован-ни Перти и Джованни Галли). Весьма скромный по меркам барокко внешне, храм потрясает воображение своей внутренней отделкой.

Классицизм

Классицизм возник в конце XVIII века в пику пышным формам барокко. В отличие от барокко, которое обращалось к чувствам, классицизм взывал к разуму, справедливости и гармонии, рациональной оправданности красоты.

Дворец Екатерининталь (Кадриорг) построен итальянцем МикеттиВ практическом смысле это означало полный отказ от декоративных деталей, не имеющих конструктивной функции. «Поверить алгеброй гармонию»—вот главная задача зодчих той эпохи. Классицизм становился символом времени перемен, и не случайно в этом стиле строились университеты, административные здания и военные цейхгаузы. В Эстонию и Латвию классицизм пришел из столицы Российской империи, а вот в Литве он появился еще до ее присоединения, и его развитие было логичным развитием местной архитектурной традиции. В Эстонии в классическом стиле был возведен Тартуский университет (1803, Иоганн Вильгельм фон Крау-зе) и другие здания этого комплекса. В Риге, в Старом городе, расположен Арсенал (Arsendls, 1830), построенный по проекту петербургских архитекторов. Это здание примечательно еще и тем, что включает круглую крепостную башню, относящуюся к 1500 году.

Хорошим примером классицизма в Литве служит кафедральный собор Свв. Станислава и Владислава (Svento Stanislovo ir Svento Vladislovo arkikatedra bazilika, 1387—1801). Главный католический храм страны начали строить в готическом стиле, в середине XVI века итальянские архитекторы Бернардо Джанотти и Джованни Чини придали ему черты барокко, а в 1801 году архитектор Лауринас Стуоки-Гуцявичюс перестроил собор в классическом стиле.

Здание городской ратуши (Rotuse, 1799) также подверглось тотальной перестройке (практически оно строилось заново на старом фундаменте). Двухэтажное здание прямоугольного объема с ше-стиколонным портиком римско-дорического ордера, благодаря превосходно найденным пропорциям, выглядит гораздо больше, чем оно есть на самом деле, и хорошо гармонирует с соседними барочными постройками.

Модерн (Ар-нуво, югендстиль)

Собор Свв. апостолов Петра и Павла в литовской столицеВторая половина XIX века в Прибалтике прошла под знаком доминирования Риги как самого быстрорастущего города Российской империи. Сровняв после Крымской войны ограничивающие ее бастионы и городские валы, став крупным транспортным и перевалочным центром, столица Лифляндской губернии росла как на дрожжах. Таллин, и уже тем более постоянно фрондирующая Литва не имели столь широких экономических возможностей для своих архитектурных экспериментов. В архитектуре классицизм сменила эклектика, однако не она стала визитной карточкой времени. Возник социальный спрос на новые формы, более естественные и изящные. Новое течение получило название модерн, ар-нуво, а в германоязычном мире — югендстиль. Мастера, работавшие в стиле ар-нуво, вдохновлялись разнообразными этнографическими элементами. Орнамент, в том числе растительный, отказ от прямых линий в пользу «естественно изогнутых», бесконечность, переплетение линий декора — вот отличительные признаки югендстиля.

Максимального расцвета этот стиль достиг в Риге в связи с введенным в конце XIX века запретом на типовую застройку и исключительным экономическим ростом. У жителей города были средства на постройку зданий, и они стремились изо всех сил выделиться на фоне соседей. Именно поэтому сейчас латвийская столица признана европейской столицей югендстиля. Она же оказала огромное влияние и на соседей, которые стремились копировать ее лучшие образцы. Фрагмент фасада дома на Элизабетес 10б в РигеВ Риге в стиле модерн застроена практически вся центральная часть города. Шедевры этого стиля можно найти и в Старом городе, и на бульварном кольце. Первым рижским зданием в югендстиле стало здание по адресу Audeju 7, возведенное в 1899 году Альфредом Ашенкамп-фом. Для здания характерны типичные для этого стиля мотивы растений и маскароны (человеческие лица в виде масок).

Одним из символов Риги является дом на улице Elisabetes 10б, построенный в 1903 году архитектором Михаилом Эйзенштейном (отцом всемирно известного кинорежиссера Сергея Эйзенштейна).

Архитектор Константин Пекшан _ на улице Smilsu 2 в 1902 году создал здание, которое считается одним из лучших образцов югендсти-ля в Риге. Он гармонично собрал основные ключевые элементы стиля. Герму (столб, увенчанный скульптурной головой) под эркером искусствоведы считают самым удачным женским образом рижского югендстиля.

Функционализм

После окончания Первой мировой войны на месте бывших губерний империи возникли три независимых государства. Микрорайон Лаздинай в Вильнюсе органично вписан в окружающую зеленьНовые страны стремились восстановить связи с Западной Европой, в том числе перенимая самые прогрессивные на тот момент архитектурные идеи, разумеется, в силу своих, достаточно ограниченных материальных возможностей.

Превосходный образец новой архитектуры — здание отеля «Раннахуоне» (Rannahuone) в эстонском Пярну, которое было возведено в форме, напоминающей пассажирский лайнер. Здание было построено в 1937 году по инициативе городских властей в ознаменование 100-летия Пярну как города-курорта.

В латышском Даугавпилсе в период между двумя войнами было построено крупнейшее здание Прибалтики — Дом единства (Vienibas nams, 1936). Архитектор Вернерс Витандс стремился объединить элементы функционализма и неоклассицизма. В Каунасе, столице Литвы между войнами, находятся два шедевра эпохи. Это комплекс, объединяющий два музея — Национальный Художественный музей им. М.К. Чюрлениса (Nacionalinis M.K. Ciurlionio dailes muziejus) и Военный музей им. Витаутаса Великого (Vytauto Di.dzi.ojo karo muziejus). Оба музея находятся в одном здании, которое было возведено в 1936 году. Оно имеет два фасада — один выдержан в неоклассическом стиле, а с другой стороны в более легком, с готическими реминисценциями. В целом это архитектурное решение является уникальным для стран Прибалтики. Современным и неожиданным можно назвать костел Воскресения Христа (Paminkline Kristaus Prisikelimo baznycia, 1934, Карлис Рейсонс). Строительство собора началось в 1934 году. Для постройки характерны прямые линии, круглые световые проемы, прямоугольная форма.

Советский период

Парусный центр в Пирита, эстрада Праздников песни (Таллин), здание Академии наук в Риге, Театр оперы и балета в Вильнюсе, телевизионные башни во всех трех балтийских столицах — прекрасные образцы крупных общественных сооружений советского периода. Литовские архитекторы смогли также создать микрорайон Лаздинай, который воплотил в себе лучшие достижения жилого социального градостроительства того времени в Европе. В целом можно констатировать, что архитектурные решения в Прибалтике были одними из лучших на всем советском пространстве.

Просмотров: 586 | Добавил: knower | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz